Пояснительная записка
к аттестационному материалу для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по биологии в 8 классе проводится в соответствии с
- Федеральным законом РФ от 29.12.12г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Уставом МАОУ СОШ №8
- Учебным планом на 2018/2019 учебный год;
- Календарным учебным графиком на 2018/2019 учебный год;
- Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (приказ от 20.01.2015 №10)
http://school-8-59.ucoz.com/index/dokumenty/0-97
Содержание и структура работы для промежуточной аттестации по биологии разработаны на основе следующих документов:
- Авторской программы основного общего образования по биологии, 7 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова – Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2014
Цель
Промежуточная аттестация по биологии ставит своей цельюопределение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений к концу обучения в 8 класса.
Условия и порядок выполнения работы (время):
Промежуточная аттестация проводится в форме устного ответы на билеты. На подгготовку к устному ответу отводится 15 минут на письменный ответ и устное собеседование- 20 минут.
Структура и содержание работы
Билеты составлены из 3 вопросов : 2 вопроса по программе 8 класс «Живой организм. Многообразие животных.», 3 вопрос- практический по курсу «Живой организм. Многообразие животных», работа с рисунком или работа с текстом биологического содержания.
Выбраны темы, т.к они встречаются в ГИА в 9 классе, в КИМах № 9,10,11,12,24. К ГИА нужно повторить весь курс «Биология. Живой организм и на курс «Многообразие животных не хватает к-во часов, выделенных для подготовки.
Темы, включенные в КИМы
Сморти рабочую программу тематическое планирование.
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Оценка выставляется по 5-балльной системе. За каждый вопрос в билете оставляетя 5-баллов, сумма суммируется и выставляется среднее арифметическое число, с округлением в пользу учащихся.
Требования к уровню достижений учащихся.
Знать:
признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительными и животными организмами;
— что такое зоология, какова её структура;
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;201
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших и вызываемые ими заболевания у человека, меры профилактики;
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику типа Кишечнополостные;
— общую характеристику типа Плоские черви;
— общую характеристику типа Круглые черви;
— общую характеристику типа Кольчатые черви;
— общую характеристику типа Членистоногие;
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику надкласса Рыбы;
— общую характеристику класса Земноводные;
— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику класса Птицы;
— общую характеристику класса Млекопитающие;
— гипотезу о возникновении эукариотических организмов;
— основные черты организации представителей всех групп животных;
— крупные изменения в строении организма, сопровождавшие возникновение каждой группы животных;
— значение животных в природе и жизни человека;
— воздействие человека на природу;
— сферы человеческой деятельности, в которых используются животные;
— методы создания новых пород сельскохозяйственных
животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
— особенности жизнедеятельности домашних животных.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные
этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного
мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;202
— использовать знания по зоологии в повседневной
жизни;
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в
природе и жизни человека;
— применять полученные знания в практической жизни;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными
препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и
их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний;
— характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусе опасным или ядовитым животным;
— характеризовать основные направления эволюции
животных;
— объяснять причины возникновения и вымирания
отдельных групп организмов;
— описывать распространение и роль отдельных групп животных на разных этапах развития жизни;
— анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;
— выстраивать своё поведение при встрече с дикими животными в природе;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику методов изучения биологических объектов;— наблюдать и описывать различных представителей жи‑
вотного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план‑конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета;
— сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— выявлять причинно‑следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;
— выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны;
— находить в тексте учебника отличительные признаки
основных биологических объектов;
— находить в словарях и справочниках значения терминов;
— выделять тезисы и делать конспект текста.
Приложение
Экзаменационные билеты по биологии для 8 класса.
Составитель: Хромцова С.П. учитель биологии
Билет 1.
- Общая характеристика царства Животные.
- Тип Иглокожие. Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологические группы птиц.
- Работа с текстом.
Билет 2.
- . Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Характеристика. Представители.
- Круговорот веществ в биосфере. Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.
- Работа с рисунком.
Билет 3.
- Тип Споровики. Характеристика. Представители. Малярийный плазмодий. Значение в природе и жизни человека.
- Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.
- Работа с текстом.
Билет 4.
- Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
2.Экосистема. Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
3. Работа с рисунком.
Билет 5.
1.Тип Кишечнополостные. Особенности организации. Ароморфозы. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах
2. Среда обитания. Экологические факторы. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияие факторов среды на животных
и растения.
3.Работа с текстом.
Билет 6.
- Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей‑паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний.
- Основные ароморфозы класса птиц. Размножение птиц.
- Работа с рисунком.
Билет 7.
- Тип Круглые черви. Особенности организации круглых чер‑вей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.
- Основные ароморфозы класса пресмыкающихся. Отряд Крокодилы. Значение.
- Работа с текстом.
Билет 8.
- Тип Кольчатые черви. Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
- Класс млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности, приспособленность к среде обитания. Основные отрядыплацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы.
- Работа с рисунком.
Билет 9.
- Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков. Многообразие моллюсков. Классы: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
2. Класс млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности, приспособленность к среде обитания. Экологическая роль млекопитающих.
3. Работа с текстом.
Билет 10.
1.Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Особенности строения. Многообразие паукообразных. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
2. Класс Пресмыкающиеся. Происхождение рептилий. Общая ха‑
рактеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Особенности строения. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий.
3. Работа с рисунком.
Билет 11.
- Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Особенности строения. Многообразие ракообразных. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности, приспособленность к среде обитания. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Работа с рисунком.
Билет 12.
- Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Особенности строения. Многообразие класса Насекомых. Отряды насекомых. Индивидуальное развитие: полное и неполное превращение. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
- Надкласс Рыбы, особенности строения и жизнедеятельности, приспособленность к среде обитания. Общая характеристика рыб. Классы: Хрящевые рыбы (акулы и скаты) и Костные рыбы.
- Работа с текстом.
Билет 13
- Вирусы, особенности строения и значение.
- Класс Птицы, особенности строения и жизнедеятельности, приспособленность к полету. Отряды птиц. Экологические группы птиц.
- Работа с рисунком.