Биология в школе и дома

Экзаменационные материалы для промежуточной аттестации в 8 классе.

Пояснительная записка

к аттестационному материалу для промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация по биологии в 8 классе  проводится в соответствии с

  • Федеральным законом РФ от 29.12.12г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Уставом МАОУ СОШ №8
  • Учебным планом на 2018/2019 учебный год;
  • Календарным учебным графиком на 2018/2019 учебный год;
  • Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (приказ  от 20.01.2015 №10)

http://school-8-59.ucoz.com/index/dokumenty/0-97

  Содержание и структура  работы для промежуточной аттестации по биологии  разработаны на основе следующих документов:

  • Авторской  программы  основного общего образования по  биологии, 7 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова   – Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2014

Цель

Промежуточная аттестация по биологии ставит своей цельюопределение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений к концу обучения в  8 класса.

Условия и порядок выполнения  работы (время):

Промежуточная аттестация проводится в форме устного ответы на билеты. На подгготовку к устному ответу отводится 15 минут на письменный ответ  и  устное собеседование- 20 минут.

Структура и содержание работы

Билеты составлены из 3 вопросов : 2 вопроса по программе 8 класс «Живой организм. Многообразие животных.», 3 вопрос- практический по курсу «Живой организм. Многообразие животных», работа с рисунком или работа с текстом биологического содержания.

Выбраны темы, т.к они встречаются в ГИА в 9 классе, в КИМах № 9,10,11,12,24.  К  ГИА нужно повторить весь курс «Биология. Живой организм и на курс «Многообразие животных не хватает к-во часов, выделенных для подготовки.

Темы, включенные в КИМы

Сморти рабочую программу тематическое планирование.

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Оценка выставляется по 5-балльной системе. За каждый вопрос в билете оставляетя 5-баллов, сумма суммируется и выставляется среднее арифметическое число, с округлением в пользу учащихся.

Требования к уровню достижений учащихся.

Знать:

 признаки организма как целостной системы;

— основные свойства животных организмов;

— сходство   и   различия   между   растительными   и   животными организмами;

— что такое зоология, какова её структура;

— признаки одноклеточного организма;

— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;201

— значение  одноклеточных  животных  в  экологических системах;

— паразитических  простейших  и  вызываемые  ими  заболевания у человека, меры профилактики;

— современные  представления  о  возникновении  многоклеточных животных;

— общую характеристику типа Кишечнополостные;

— общую характеристику типа Плоские черви;

— общую характеристику типа Круглые черви;

— общую характеристику типа Кольчатые черви;

— общую характеристику типа Членистоногие;

— современные   представления   о   возникновении   хордовых животных;

— основные направления эволюции хордовых;

— общую характеристику надкласса Рыбы;

— общую характеристику класса Земноводные;

— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

— общую характеристику класса Птицы;

— общую характеристику класса Млекопитающие;

— гипотезу    о    возникновении    эукариотических    организмов;

— основные   черты   организации   представителей   всех групп животных;

— крупные   изменения   в   строении   организма,   сопровождавшие возникновение каждой группы животных;

— значение животных в природе и жизни человека;

— воздействие человека на природу;

— сферы   человеческой   деятельности,   в   которых   используются животные;

— методы  создания  новых  пород  сельскохозяйственных

животных   и   повышения   эффективности   сельскохозяйственного производства;

— особенности жизнедеятельности домашних животных.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять  структуру  зоологической  науки,  основные

этапы её развития, систематические категории;

— представлять эволюционный путь развития животного

мира;

— классифицировать   животные   объекты   по   их   принадлежности к систематическим группам;

— применять  двойные  названия  животных  при  подготовке сообщений, докладов, презентаций;

— объяснять   значения   зоологических   знаний   для   сохранения  жизни  на  планете,  разведения  редких  и  охраняемых животных, выведения новых пород животных;202

— использовать   знания   по   зоологии   в   повседневной

жизни;

— работать    с    живыми    культурами    простейших,    используя при этом увеличительные приборы;

— распознавать    одноклеточных    возбудителей    заболеваний человека;

— раскрывать    значение    одноклеточных    животных    в

природе и жизни человека;

— применять полученные знания в практической жизни;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— определять    систематическую    принадлежность    животных к той или иной таксономической группе;

— работать  с  живыми  животными  и  фиксированными

препаратами    (коллекциями,    влажными    и    микропрепаратами, чучелами и др.);

— объяснять взаимосвязь строения и функций  органов  и

их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— использовать  меры  профилактики  паразитарных  заболеваний;

— характеризовать экологическую роль хордовых животных;

— характеризовать  народнохозяйственное  значение  позвоночных;

— оказывать   первую   медицинскую   помощь   при   укусе опасным или ядовитым животным;

— характеризовать    основные    направления    эволюции

животных;

— объяснять    причины    возникновения    и    вымирания

отдельных групп организмов;

— описывать  распространение  и  роль  отдельных  групп животных на разных этапах развития жизни;

— анализировать  и  оценивать  воздействие  человека  на животный мир;

— выстраивать   своё   поведение   при   встрече   с   дикими животными в природе;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— давать   характеристику   методов   изучения   биологических объектов;— наблюдать и описывать различных представителей жи‑

вотного мира;

— находить    в    различных    источниках    необходимую информацию о животных;

— избирательно    относиться    к    биологической    информации, содержащейся в средствах массовой информации;

— работать   с   учебником,   рабочей   тетрадью   и   дидактическими материалами;

— составлять   конспект   параграфа   учебника   до   и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план‑конспект темы, используя разные источники информации;

— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

— пользоваться поисковыми системами Интернета;

— сравнивать    и    сопоставлять    животных    изученных таксономических групп между собой;

— использовать  индуктивный  и  дедуктивный  подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять  признаки  сходства  и  различия  в  строении, образе жизни и поведении животных;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— выявлять   причинно‑следственные   связи   принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;

— выявлять  признаки  сходства  и  отличия  территорий различной степени охраны;

— находить  в  тексте  учебника  отличительные  признаки

основных биологических объектов;

— находить  в  словарях  и  справочниках  значения  терминов;

— выделять тезисы и делать конспект текста.

Приложение                   

Экзаменационные билеты по биологии для 8 класса.

Составитель: Хромцова С.П. учитель биологии

Билет 1.

  1. Общая характеристика царства Животные.
  2. Тип Иглокожие. Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих. Классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологические группы птиц.
  3. Работа с текстом.

Билет 2.

  1. . Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Характеристика. Представители.
  2.  Круговорот веществ в биосфере. Главная функция биосферы. Биотические круговороты. Круговорот воды. Круговорот углерода. Круговорот азота. Круговорот фосфора и серы.
  3.  Работа с рисунком.

Билет 3.

  1. Тип Споровики. Характеристика. Представители. Малярийный плазмодий. Значение в природе и жизни человека.
  2. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Границы и компоненты биосферы. Биомасса биосферы, её объём и динамика обновления.

  • Работа с текстом.

Билет 4.

  1.  Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

    2.Экосистема. Экологические системы. Биогеоценоз и его характеристики. Продуценты, консументы и редуценты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

   3. Работа с рисунком.

Билет 5.

1.Тип Кишечнополостные. Особенности организации. Ароморфозы. Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы. Роль в природных сообществах

2. Среда обитания. Экологические факторы. Взаимоотношения между организмами. Антропогенный фактор. Влияие факторов среды на животных

и растения.

3.Работа с текстом.

Билет 6.

  1. Тип Плоские черви. Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей‑паразитов.  Меры профилактики паразитарных заболеваний.
  2. Основные ароморфозы класса птиц. Размножение птиц.
  3.  Работа с рисунком.

Билет 7.

  1. Тип Круглые черви. Особенности организации круглых чер‑вей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.
  2. Основные ароморфозы класса пресмыкающихся. Отряд Крокодилы. Значение.
  3.  Работа с текстом.

Билет 8.

  1.  Тип Кольчатые черви. Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды). Вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей. Классы:  Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
  2.  Класс млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности, приспособленность к среде обитания. Основные отрядыплацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы.
  3.  Работа с рисунком.

Билет 9.

  1. Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков. Многообразие моллюсков. Классы: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

2. Класс млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности, приспособленность к среде обитания. Экологическая роль млекопитающих.

     3. Работа с текстом.

Билет 10.

1.Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Особенности строения.  Многообразие паукообразных. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

2. Класс Пресмыкающиеся. Происхождение рептилий. Общая ха‑

рактеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Особенности строения. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), Крокодилы и Черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий.

3. Работа с рисунком.

Билет 11.

  1. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Особенности строения.  Многообразие ракообразных. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
  2. Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности, приспособленность к среде обитания. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Многообразие, среда обитания и экологические особенности. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
  3. Работа с рисунком.

Билет 12.

  1. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Особенности строения.  Многообразие класса Насекомых. Отряды насекомых. Индивидуальное развитие: полное и неполное превращение. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
  2. Надкласс Рыбы, особенности строения и жизнедеятельности, приспособленность к среде обитания. Общая характеристика рыб. Классы: Хрящевые рыбы (акулы и скаты) и Костные рыбы.
  3. Работа с текстом.

Билет 13

  1. Вирусы, особенности строения и значение.
  2. Класс Птицы, особенности строения и жизнедеятельности, приспособленность к полету. Отряды птиц. Экологические группы птиц.
  3.  Работа с рисунком.